Masami Akita (MERZBOW):
"Нойз - коллективное бессознательное музыки"

Нойз преследует нас буквально на каждом шагу. Весь мир, в котором человечество продолжает все еще влачить свое безрадостное существование, можно назвать "нойзом". Нойз есть нечто большее, чем просто набор не всегда комфортных и гармоничных звуковых колебаний. Нойз не ведает никаких границ, вторгаясь в наше подсознание и стремясь подчинить его своему незримому влиянию. Не случайно он стал объектом бесчисленных научных и культурных манипуляций. Пост-модернистские "доктора Калигари" с особенным смаком препарировали его и заспиртовали в лабораторных колбах, выставляя затем напоказ дебилоидных сморщенных уродцев. Нойз - это ментальное порно, обнажение основ насквозь фальшивого и ублюдочного Бытия. Каждый из нас - комок нойза, выброшенный наружу за ненадобностью из небесного сортира. Мы шумим, гудим, вопим, визжим, воняем, не желая утихомириться ни на одну секунду. Возможно, что только Господь IHVH-A-bomb разрешит в скором времени все наши т.н. "проблемы". И тогда все будет незамедлительно расставлено по своим местам... Воцарится только полное Дао и всеоглушающая Тишина.

Законченный "japanoise-агрессор" Масами Акита (он же MERZBOW) размышляет в своем небольшом интервью как раз о скрытой сущности нойза. Он исполняет его более 30 лет, подходя к нему с позиций Священного Архетипа. Масами Акита с изяществом садиста впрыскивает в колбасные поры "pink-ов" изрядную порцию шумового стрихнина. А иного и не дано.

В: Когда ты начал как Merzbow и почему?

О: В 1979 году я начал делать нойз. Меня достало играть на музыкальных инструментах, и я искал новые музыкальные формы. Именно потому я и обратился к нойзу.

В: Имя “Merzbow” взято из названия коллажа Курта Швиттерса “Merzbau”. Почему Дада и Сюрреализм так сильно повлияли на тебя?

О: Я был сильно впечатлен поэтами-предсюрреалистами, вроде Артюра Рембо, Лотреамона, Жана Жене и проч. Эти поэты очень близки рок-н-роллу. Я обучался в школе искусств и рисовал каждый день. Изначально на меня оказали влияние Джорджо ди Кирико и Дали. Тогда же я прочитал книгу Марселя Дюшана. Эта книга много рассказывала о Дада и Сюрреализме. Я уяснил, почему дадаисты разрушили всю привычную художественную форму. Я же решил уничтожить всю обычную музыку. Я размышлял, что еще никто не сочинял действительно сюрреалистической музыки, разве что кроме Пьера Буле и Фрэнка Заппы. Но для меня они были чересчур музыкальны. Я хотел сочинять действительно сюрреалистическую музыку, применяя немузыкальные методы. Сюрреализм определенно достигает бессознательного. Нойз - архаичное и коллективное сознание музыки. Мое сочинительство - это автоматизм, но не импровизация.

В: Твои первые релизы дистрибьютировались как порно-аккомпанемент. Что общего, на твой взгляд, между нойзом и эротикой?

О: Моя первая идея насчет использования порно проявилась в тиражировании концептуального арта. Я распространял его вместе с моей кассетой. Я делал чрезвычайно грубую форму звука, и это напоминало порнографию, потому что порно - бессознательное состояние культуры, либидо человечества.

В: Каким было начало нойз-сцены в Японии? Какие исполнители/группы повлияли на тебя, когда ты начал как Merzbow? Полагаешь ли ты, что в японской культуре (контркультуре) есть нечто специфическое, что послужило плодотворной основой для столь значительного роста числа нойз-музыкантов?

О: В Японии имелась кое-какая сцена. В ранних 1970-х гг. были независимые рок-группы, вроде LOSTALARF. Альтернативная музыка и панк-рок дошли с HIJOKAIDAN. В начале1980-х эти группы уже делали шумовые перформансы. Но в тот период никаким “noise-ом” и не пахло. Большинство музыкантов думали, что “noise” это откровенно китчевое искусство. Стартовав как нойз-музыкант, я сделал несколько перформансов в 1980-х гг.

В: Что мотивирует тебя продолжать свою работу и при этом избегать снова и снова той монотонности, присущей альбомам подобного сорта? Какие новые идеи/концепты ты являешь всякий раз, когда делаешь новый альбом?

О: У меня есть немало идей касательно выпуска такого множества альбомов, насколько только это возможно. Так, многие слушатели не могут распознать чувствительную перемену в каждом из моих альбомов. Для меня же все альбомы имеют различия. Вероятно, ты прослушал всего несколько из них. Если бы ты прослушивал каждый мой новый альбом каждый год, то обнаружил бы различия без труда.

В: Какой вид инструментов/объектов ты обычно используешь для создания нойза?

О: Аудиочастотный преобразователь, контактный микрофон, фильтры, EMS Synthi 'A', аудиогенератор и проч.

В: В числе твоих многочисленных релизов есть и саундтреки к фильмам (Яна Керкхофа (Ian Kerkhof) и компании FUJI PLANNING, я так полагаю). Как фильм-мейкеры заинтересовались твоим нойзом? В каких фильмах он звучал?

О: Я исполнял свою музыку на видеосессии, организованной FUJI PLANNING. Они проявили свою заинтересованность. Я думаю, что Ян Керкхоф услышал мой трек на “Noise Forest” и использовал его в своем короткометражном фильме. Тогда он договорился со мной о саундтреке для его следующего фильма “Мертвец 2” (“Deadman 2”).

В: Один из нойз-музыкантов, у которого я некогда брал интервью, заявил, что нойз не является музыкальным жанром, но представляет собой отдельно взятый самообъект лишь только потому, что его реализация крайне незначительна, поскольку вышедшие CD не делают его музыкой в самом широком смысле. Согласен ли ты с этим утверждением? Есть ли взаимосвязь (если только она присутствует) между “нойзом” и “музыкой”?

О: В моей работе нет никакой разницы между “нойзом” и “музыкой”. Я понятия не имею, что ты называешь “музыкой” и “нойзом”. Каждый человек понимает их по-своему. Если “нойз” означает некомфортабельный саунд, то поп-музыка есть “нойз” в отношении меня.

В: Иногда при выступлениях живьем ты приглашаешь и других музыкантов, не исключая даже вокалистов. С какими музыкантами ты обычно сотрудничаешь по ходу “живых” выступлений?

О: Я люблю выступать с теми “живыми” музыкантами и исполнителями, кто не особенно напрягается относительно моего звучания.

В: В свое время, в 1989 г., ты имел шанс совершить турне по Советскому Союзу. Что ты ожидал получить от аудитории, неподготовленной для твоего творчества? Кто был организатором турне, и что ты припоминаешь из экспериментов, проделанных тобой в тот период?

О: Это был Амурский фестиваль джаза и экспериментальной музыки в Хабаровске, на Дальнем Востоке России. Его организаторы знали наше имя разве что только по журналам и ожидали исполнения высокотехничной японской музыки. Однако мы так неплохо “пошумели”, что они попросту не въехали в исполненное нами. Конечно же, вряд ли они могли знать, что такое “нойз”. Наш перформанс был приостановлен через полчаса. Свое выступление мы возобновили только на следующий день. Организаторы фестиваля попросили, чтобы я исполнял что-нибудь в рамках известных музыкальных стилей. К счастью мы умеем играть и “музыкально”. Они были хорошими людьми, и потому мы сыграли дуэтом из клавишных и ударных.

В: Как мне кажется, популярность нойза чрезвычайно возросла в кругах фэнов экстремальной музыки, особенно death metal. Согласно твоим собственным словам, нойз-музыканты нередко находят вдохновение в death metal, у групп вроде BRUTAL TRUTH и других. Почему имеется такой перехлест между этими двумя жанрами, даже при том, что они так расходятся в звуковом плане?

О: Я нахожусь под воздействием death metal с начала 1990-х гг. Больше всего меня впечатлил грайндкоровый драмминг. Так, я снова начал играть на ударных и даже создал группы BUSTMONSTERS и FLYING TESTICLE. Я обожаю MORBID ANGEL, ранние NAPALM DEATH и CARCASS. Своеобразный художественный вкус я обнаружил в раннем CARCASS, CADAVER и проч. Мне весьма понравились их экстремальные "медико-мертвяцкие" арт-творения. Также мне пришелся по вкусу экстремальный порно-арт групп типа GUT, DEAD, MEATSHITS и проч. Их влияние на MERZBOW сказалось в сумасшедшей грайндовой скорости и предельном гитарном саунде death metal. Помимо того, я стал использовать гитарные педали типа DOD. Грайндкор был в новизну для меня от и до. Ранее death metal представлялся мне чем-то навроде ранних BLACK SABBATH, одного из моих кумиров. Теперь же я не особо интересуюсь death metal группами. Они переменились к мелодичным и даже среднерэповым битам. Теперь я мало слушаю музыки аля-AUTOPSY.

В: Каким бы ты вообразил “закат” MERZBOW лет так через десять или двадцать? Что там еще делается, что ты ощущаешь, что ты все еще не сделал?

О: Я располагаю множеством идей, которые все еще не реализованы.

В: Как бы ты описал свой новейший релиз на Relapse Records “Pulse Demon” и чем он отличается от твоих ранних работ?

О: “Pulse Demon” отнюдь не самый новый. С тех пор я выпустил более чем дюжину компакт-дисков и кое-какие винилы. Так, я объясню разницу между моим последним компакт-диском “Venereology”, вышедшим на Relapse Records. “Venereology” был моим первым релизом на death metal лэйбле. Собственно моей непосредственной целью и был death metal. Я использовал более серьезное, “потустороннее” видение, чем на обычных death metal альбомах. Для меня это что-то очень близкое стилистике J. P. Witkin и J. G. Ballard. Ритм в “Venereology” был немного медленнее, чем на моих последних релизах, но куда более тяжелее. По тональности “Venereology” отличалась сильно задранными частотными каналами и грязным звучанием. Также не менее важно знать, что я делал “Venereology”, выпив изрядное количество пива. И потому все ощущения подобного рода целиком и полностью под влиянием death metal. Но не чего-либо определенно музыкального. Я люблю то, что выходит за рамки экстремального, нежели чем обыденные стандарты death metal. “Pulse Demon” есть возвращение к моему обычному пути. Я не планировал сыграть death metal. И я не выпивал, когда записывал “Pulse Demon”. На нем очень чистое, диезное звучание и более высоко переданный ритм. Также я использовал на “Pulse Demon” EMS синтезатор. Визуально “Pulse Demon” был моей данью уважения к французским электро-акустическим работам 1970-х гг. и сериям Philips Contemporary Avantgarde. В массе своей - это солнечное серебро - цвет Heavy Metal. Я подразумевал Уильяма Барроуза, провозгласившего это. Я думаю, что в в свое время мою базисную идею претворили Heldon и KING CRIMSON. “Pulse Demon” - один из трех CD, что записывался одновременно с “Magnesia Nova” и “Electric Salad”, которые совершенно другие. Эти оба релиза содержат много синтезаторов и “конкретного музыкального” звучания. На заголовок “Pulse Demon” повлияла афро-английская группа 1970-х гг., называвшаяся DEMON FUZZ. Названия песен пародируют пластинку Джона Эпплтона (John Appleton) “Syntonic Menagerie”.

В: Каких исполнителей/группы/нойз-музыкантов ты порекомендовал бы?

О: Слушаемая мною музыка на 60% - прогрессив-рок 70-х гг. 30% - электро-акустика 70-х. Я думаю, что рок 1970-х гг. и авангардная музыка все еще велики.

Первая публикация - (р) 1997 Corridor of Cells
Visitors since August 25th, 1996

Перевод: А. Ильинов

 

к оглавлению / guestbook