Грэм Ревель (Graeme Revell (S.P.K.)) о Джеймсе Балларде (J. G. Ballard)

по материалам журнала RE/Search

Баллард ушел намного дальше в адаптации нового языка науки и техники к его позитивному восприятию. Его выбор был прост: или воспользоваться этим новым символическим словарем, или оставаться безгласным. Психологизация есть движение взаимностей. Тяготы и озабоченности души отражаются в цельной архитектуре городского ландшафта. Наиболее важным здесь является то, что личностное пространство непосредственно заполняется медиа-технологическими штампами и клише. Измерения времени, ностальгия, грезы и воображение выражаются в одержимом языке технологии на уровне смертельного аффекта (или эмоциональной экспресии). Но для Балларда подобный отказ от чувств и эмоций не является какой-либо причиной для сожаления; это в достаточной мере расчистило пространство для игр наших перверсий и, в особенности, необъятной способности к абстракциям.

Этот внешний мир имеет обыкновение представлять собой нашу действительность и нашу же мнимую ментальную Вселенную. Мы оперируем терминами по привычке. Однако уравновешенность радикально сместилась к тотальной инверсии.

... Наша Вселенная руководствуется фикциями всех видов и мастей: массовое потребление, реклама, принимаемая во внимание как отдельная отрасль гласности, мгновенная ретрансляция поп-образов, помешательство науки и техники, телескопизация тождеств в царстве товарного потребления, неотъемлемое право покупать, осуществляемое телеэкраном по каждой персональной реакции на действительность. Мы обитаем в интерьере огромного романа. Окружающее становится все менее и менее нужным автору, чтобы предоставить ему вымышленное содержание его произведений. Фикция проявляется уже там. И потому романисту приходится изобретать реальность. (Предисловие к французской редакции CRASH, by J. G. Ballard)

На самом же деле только малая частичка реальности умещается в наших головах. Многим крах гуманистической вселенной видится не иначе как падение человечества, погибельный спуск в технологический кошмар - мир без чувств и стандартов. Но именно в этом и заключается самое ценное "баллардавское" содействие современности, ибо он дал нам альтернативу, метод манипулирования новыми колонизаторами нашего внутреннего пространства, предваряя тем самым наш собственный конец.

(р) 1999 RE/Search Publications

Перевод - А. Ильинов

 

к оглавлению / guestbook